Голландские школы футбола: вырастить из песчинки жемчужину

Category: Информация Нет комментариев

Голландские школы футбола: вырастить из песчинки жемчужину

Береги платье снову, а футбольный талант — с детства

В Голландии отношение к футболу особое, и воспитывать мастеров здесь начинают с самого раннего возраста. Для этого даже разработана специальная государственная методика, осуществляемая в ранге Королевской программы.

Методика направлена на всестороннюю поддержку и развитие индивидуальных качест мальчишек, наиболее ярко и талантливо показывающих себя в детской игре.

У кого-то уже есть склонности к техническим действиям, кого-то «не пробьешь» в защите, кто-то отличается потрясающим трудолюбием, а кто-то — прирожденный вратарь. Именно этот пик личного, пусть пока даже и фрагментарного таланта голландские тренеры бережно вводят в лоно футбольной педагогики в качестве отправной точки, затем терпеливо ведут процесс развития и совершенствования, постепенно прививая будущему игроку весь комплекс навыков, необходимых для настоящей полноценной игры. Речь не идет о подтягивании более слабых игроков к среднему уровню, вынуждая при этом талантливых ребят «простаивать» в своем техническом развитии. В практике нашего отечественного футбола таким способом нередко пытаются превратить команду в игроспособный коллектив, но результаты, исходящие из нивелирования способностей, не могут радовать. В Голландии поступают иначе: несколько самых ярких игроков просто переводятся в группу постарше, а для детей, оставшихся в младшей команде, само понятие среднего уровня при этом просто исчезает, и воспитанников ждут новые уровни совершенствования. Возможно, именно благодаря четкому следованию подобной селекции Голландия отличается яркими футбольными личностями и слаженной игрой своей сборной.

Голландские школы футбола: вырастить из песчинки жемчужину

От яркой индивидуальности — к сплоченной команде

Пятая часть всего учебного времени в голландских футбольных школах отводится именно индивидуальной подготовке. Понятно, что разброс проявлений футбольного таланта среди детей никакими теориями не спрогнозировать, поэтому спектр подлежащих развитию индивидуальных качеств будет разным и в группах набора, и в разных школах в целом. И здесь появляется широкое поле для тренерско-педагогической импровизации. Но сама система компоновки кадров при этом ставит заслон возможным проявлениям субъективизма и необъективности со стороны тренера: весь учебный процесс ведется коллегиально. Кроме двух основных тренеров, в нем участвуют тренеры по вратарям, по технике, по поддержанию физической формы и другие. В любой возрастной группе все тренировки проводятся в присутствии не менее трех тренеров. Кроме того, в штате имеется также и тренер-методист — своеобразный завуч, который следит за соблюдением задаваемых Королевской методикой регламентов преподавания. К ним относится, например, требование выносить негативный анализ ошибок на послетренировочное время, а не устраивать «разбор полетов» прямо на поле — сразу после игровых промахов своих подопечных. И, наоборот, творческие находки и удачи юных футболистов поощряются мгновенно. (А кто из наших — состоявшихся и не состоявшихся — футболистов не помнит с детства разносной «критики» в качестве неотъемлемой части тренировок и игр — как со стороны членов команды, так и ее руководителей?).

Голландские школы футбола: вырастить из песчинки жемчужину

Отработка всех тренировочных упражнений производится в моделируемых тренерами игровых ситуациях. Задачи могут при этом ставиться самые разные: подключение полузащиты при выдвижении к воротам противника, уход в защиту от центральной части поля, атака по краю и т.д. и т.п. И в каждую тренировку при этом интегрируются дополнительные цели (по совершенствованию технических навыков, по развитию тактического чутья, повышение физической выносливости, использование скоростных навыков и т.п.). Тренеры постоянно работают над тем, чтобы эти «довески» гармонично дополняли учебный процесс, соответствовали принципу постепенности, позволяли совершенствовать каждому игроку свою индивидуальность и при этом стимулировали бы командное взаимодействие. В принципе, все это делается и в наших российских школах, но у нас перечисленные параметры совершенствуются как бы порознь, специальными упражнениями, а у голландцев они вписаны тактико-технические установки.

Для индивидуальной отработки каждому ученику предоставляется отдельный мяч (для некоторых упражнений — один на двоих).

Кроме четкого методологического обеспечения впечатляет и техническая оснащенность учебного процесса. Все тренировки ребята проводят со специальными датчиками на теле, которые позволяют преподавателям после занятий оценить набеганную дистанцию, маршруты юного игрока по полю, динамику его пульса, целесообразность расхода физических ресурсов.

Любовь к процессу дает результат

Как правило, от российских футболистов начинают требовать результативности уже с 12 лет, для чего их «вбрасывают» в самые разные соревнования. Голландцы, при всем их арсенале раннего обнаружения и развития талантов, своих юных футболистов не спешат включать в ситуации настоящего спортивного противостояния. У них это происходит как минимум на пару лет позже, чем у нас. Тренерский подход к работе «на результат» может привести, в лучшем случае, к цепи тактических побед, не гарантирующих стратегически выверенного положительного эффекта — становления слаженной команды, в которой гармонично сочетаются индивидуальная виртуозность и командный дух.

Голландские же школы работают, прежде всего, на сам процесс — от тщательного отбора мальчишек с индивидуальной «изюминкой» до исполнения коллективных действий на поле.

От шлифовки передач в движении до отработки ребенком и своей собственной программы (и каждый из маленьких игроков на каждой тренировке знает, что и как из своих навыков он должен совершенствовать!). На все эти тонкости в школах отводится 10 тысяч тренировочных часов. Стратегическая победа такого подхода — яркая игра выпускников школ в большом футболе: группа 14–15-летних игроков уже почти не отличается уровнем от команды мастеров.

Сейчас крупнейшие компании с известными брендами совершенно из других сфер — промышленной и маркетинговой — тоже начинают все больше работать «на процесс», а не на «результат», что в долгосрочной перспективе, как оказалось, дает им более весомые прибыли. Это подтверждается, как и принято в экономике, четкими цифрами. Но пионерами такого подхода все же оказались голландские тренеры с их любовью к футболу и всем процессам становления спортивного мастерства.