«Арифметика» и педагогика мирового футбола

Category: Информация Нет комментариев

«Арифметика» и педагогика мирового футбола

Согласно теоретическим установкам, которые все больше входят в футбольную практику в самых разных уголках света, для становления мастерства юный футболист должен за свою дневную тренировку делать не менее 10 000 касаний мяча. В Голландии эти тренировочно-учебные действия сравнивают с опусканием монет в копилку — так, маленькими вложениями, постепенно создается большой капитал мастерства.

Именно это число позволяет спортсмену обращаться с мячом автоматически в любой игровой ситуации, не задумываясь о технике его обработки, а перенося все свои физические и духовные силы на творчество в игре — наподобие того, как музыкант во время учебы впитывает в себя правильные способы звукоизвлечения, способность непроизвольного счета (как метроном), умение выстраивать нужную динамику звучания нот, автоматически их распознает и воспроизводит. Это позволяет ему на сцене не отвлекаться на технические моменты, а, собственно, играть музыку. Музыка футбола тоже требует огромного числа повторений, и эта «арифметика» касаний просто отображает усилия, необходимые для перехода количества в качество.

Узнав об этом магическом числе — 10 000 касаний, миллионы мальчишек готовы исполнять его на уровне священного ритуала по всему миру, в самых разных ситуациях — от дворов и пустырей до залов и стадионов. Повсеместное распространение видео через Интернет может при этом сыграть двоякую роль — как помочь в обмене опытом, так и увести в сторону от развития функциональных навыков футболиста в случае занятий без тренера. Только при нахлждении в лоне четкой педагогической системы, в условиях постоянного индивидуального контроля и управления учебным процессом, возможно становление, развитие, совершенствование и закрепление нужных для большого футбола качеств.

Юный футболист должен за свою дневную тренировку делать не менее 10 000 касаний мяча.

Опыт голландских школ, все в большей степени привлекающих к себе футбольных педагогов со всего мира, дает пример того, как из этого первоначального стихийного и массового мальчишеского порыва выбрать лучших для «фабрики мастеров». Занятия под руководством нескольких тренеров, контроль выполнения поставленных задач, непрерывная и тактичная коррекция действий юных футболистов со своевременным переключением на следующий вид работы с мячом, личное демонстрирование педагогом правильного исполнения — подобный набор атрибутов отображает комплексный, системный подход к воспитанию футболиста и применяется во многих странах, включая и Россию.

Стадия освоения мировой футбольной педагогики в сочетании с творческой адаптацией к отечественным условиям — верный путь к воспитанию талантливых футболистов.

И, тем не менее, успехи воспитанников «футбольных инкубаторов» везде разные, что, по-видимому, требует, кроме освоения блестяще зарекомендовавших себя в других странах методов, занятий исследованиями в своем Отечестве, поисков тех особенностей, которые позволили бы не только оптимально привить выбранную педагогическую систему к родной почве, но и даже развить её.

К примеру, испанские футболисты, много позаимствовавшие от голландской системы в становлении системы тики-таки (удерживание контроля над мячом за счет коротких пасов и постоянного передвижения), настолько виртуозно ее усовершенствовали, что победили Голландию в Чемпионате мира 2010 года.

У каждой страны — свое взаимодействие спорта с внутренней социокультурной средой. Страны, добившиеся успехов в контексте мирового футбола, уже способны решать задачу поставок игроков для клубов самых разных уровней всей планеты, не говоря уже о потребностях собственной национальной сборной.

Для других стран, где формула «футбол — часть жизни» является очень желаемой, но пока еще не отображает действительное положение вещей, стадия освоения мировой футбольной педагогики в сочетании с творческой адаптацией к отечественным условиям — верный путь к воспитанию талантливых футболистов. Отрадно, что наша школа активно включена в этот процесс и готова провести юных спортсменов этим путем.