Сейчас многие российские футбольные тренеры отмечают одну закономерность: среди молодых воспитанников наблюдается довольно высокий средний уровень, со всеми необходимыми атрибутами: способностью обрабатывать мяч, умением проанализировать ситуацию и проявить тактическую осведомленность, владением пасом и передвижением. Но при этом не видно индивидуальностей — ярких личностей, которые бы привлекли внимание необычным ходом, заставили трибуны оторопеть от неожиданного действия и затем взорваться с новой силой.
И это — несмотря на то, что речь идет о тех ребятах, которые осваивают футбол при хорошем бюджете, по выверенным методикам, уже давшим результаты на самых разных континентах, и даже — с тренерским участием самих авторов этих методик.
Спортивно-педагогическая наука и практика учитывают, казалось бы, все составляющие учебного процесса — от высоких планок в совершенствовании техники до психологии игры и командного взаимодействия, от способов восстановления до привития готовности работать в условиях самых жестких нагрузок. И, тем не менее, часто молодой футболист довольствуется получением некоего «стандартно-расфасованного пакета» мастерства, растворяя в нем свою индивидуальность. Причем, это проблема не только российского футбола, достаточно посмотреть на европейские команды-победительницы с участниками в возрасте до 17 лет. Ровная и, вроде бы, успешная игра, но при этом весьма предсказуемая, словно команда — это некая исполнительная машина, состоящая из взаимозаменяемых спортсменов, играющих точно «по методе», «по функционалу». Но личность всегда незаменима.
и направляет действие в такое «зазеркалье», о котором никто и не подозревал — и тогда игра становится незабываемой и даже способной войти в футбольную историю. Этот дискретный промежуток — между «технически четко исполнять» и «творить» способна преодолеть только личность, не растерявшая своего индивидуального «тембра», дара куража в хорошем смысле этого слова — куража не разрушающего, а созидающего.
Можно, конечно, грешить на множество наличествующих в современной жизни призывов к неким «стандартам»: различные молодежные сообщества требуют соответствия определенному внутреннему «дресс-коду» внутри каждой группы и необходимости в чем-то отрекаться от себя; современные электронно-компьютерные средства общения тоже способствуют своеобразной «расфасовке» сознания — благодаря особенностям самой кибер-технологии общения; можно вспомнить и практически исчезнувшее дворовое общение, как былую школу развития самобытных черт юных футболистов. Так или иначе, но, даже не будучи в активном контакте с этими нивелирующими моментами, ребенок, в конце концов, сталкивается с ячейками жесткой социальной матрицы. И далеко не каждому из маленьких человечков удается пробить ростком своей индивидуальности асфальт этой матрицы.
Вот здесь-то и нужна работа по «поимке» будущих ярких звезд — чтобы взять под опеку еще не заглушенные социумом искорки личности, первые сполохи призвания, спортивную «жилку». Но при этом очень важно, чтобы футбольное образование само не несло в себе нивелирующих моментов. В Голландии, например, подобная деятельность проводится в рамках общегосударственной Королевской программы: опытные футболисты-преподаватели выбирают из 5-6-летних малышей именно тех, кто продемонстрировал явно индивидуальные качества (речь — не о комплекции или других физических данных, а о ярком игровом поведении). И дальнейшая работа с ними в школах направлена на сохранение и совершенствование именно индивидуальности (конечно, при этом им прививаются и все необходимые навыки общеобязательного характера: совершенствование техники, со временем — психологические знания и т.п.). В самих возрастных футбольных группах исключаются условия, которые могут привести к стагнации навыков учеников или жесткому их позиционному закреплению по принципу «каждый сверчок — знай свой шесток».
И эту методику применяют во всех возрастных подразделениях. При таком подходе само понятие среднего уровня просто упраздняется, ученики развиваются непрерывно, продвигаясь по лестнице мастерства и не теряя при этом своих сугубо личных спортивных качеств. Может, поэтому в голландском футболе так много личностей?
Наша школа «Виртуоз» с успехом использует в своих учебных планах наработки голландской футбольной педагогики: мы ценим индивидуальность воспитанника, пестуем ее в течение всего учебного периода и гармонично интегрируем в общую программу, чтобы наши выпускники могли играть в футбол не только высокотехнично, но также — ярко и неповторимо!