Футбольные таланты «на асфальте»: не пройти мимо!

Category: Информация Нет комментариев

Футбольные таланты «на асфальте»: не пройти мимо!

Сейчас многие российские футбольные тренеры отмечают одну закономерность: среди молодых воспитанников наблюдается довольно высокий средний уровень, со всеми необходимыми атрибутами: способностью обрабатывать мяч, умением проанализировать ситуацию и проявить тактическую осведомленность, владением пасом и передвижением. Но при этом не видно индивидуальностей — ярких личностей, которые бы привлекли внимание необычным ходом, заставили трибуны оторопеть от неожиданного действия и затем взорваться с новой силой.

И это — несмотря на то, что речь идет о тех ребятах, которые осваивают футбол при хорошем бюджете, по выверенным методикам, уже давшим результаты на самых разных континентах, и даже — с тренерским участием самих авторов этих методик.

Личность всегда незаменима

Спортивно-педагогическая наука и практика учитывают, казалось бы, все составляющие учебного процесса — от высоких планок в совершенствовании техники до психологии игры и командного взаимодействия, от способов восстановления до привития готовности работать в условиях самых жестких нагрузок. И, тем не менее, часто молодой футболист довольствуется получением некоего «стандартно-расфасованного пакета» мастерства, растворяя в нем свою индивидуальность. Причем, это проблема не только российского футбола, достаточно посмотреть на европейские команды-победительницы с участниками в возрасте до 17 лет. Ровная и, вроде бы, успешная игра, но при этом весьма предсказуемая, словно команда — это некая исполнительная машина, состоящая из взаимозаменяемых спортсменов, играющих точно «по методе», «по функционалу». Но личность всегда незаменима.

Именно личность способна на импровизацию, когда из одной точки игрового события футболист видит целый веер возможностей

и направляет действие в такое «зазеркалье», о котором никто и не подозревал — и тогда игра становится незабываемой и даже способной войти в футбольную историю. Этот дискретный промежуток — между «технически четко исполнять» и «творить» способна преодолеть только личность, не растерявшая своего индивидуального «тембра», дара куража в хорошем смысле этого слова — куража не разрушающего, а созидающего.

Футбольные таланты «на асфальте»: не пройти мимо!

Почему же наблюдается дефицит личностей? Куда они деваются?
Школа «Виртуоз» с успехом использует в своих учебных планах наработки голландской футбольной педагогики: мы ценим индивидуальность воспитанника

Можно, конечно, грешить на множество наличествующих в современной жизни призывов к неким «стандартам»: различные молодежные сообщества требуют соответствия определенному внутреннему «дресс-коду» внутри каждой группы и необходимости в чем-то отрекаться от себя; современные электронно-компьютерные средства общения тоже способствуют своеобразной «расфасовке» сознания — благодаря особенностям самой кибер-технологии общения; можно вспомнить и практически исчезнувшее дворовое общение, как былую школу развития самобытных черт юных футболистов. Так или иначе, но, даже не будучи в активном контакте с этими нивелирующими моментами, ребенок, в конце концов, сталкивается с ячейками жесткой социальной матрицы. И далеко не каждому из маленьких человечков удается пробить ростком своей индивидуальности асфальт этой матрицы.

Как поймать звезду

Вот здесь-то и нужна работа по «поимке» будущих ярких звезд — чтобы взять под опеку еще не заглушенные социумом искорки личности, первые сполохи призвания, спортивную «жилку». Но при этом очень важно, чтобы футбольное образование само не несло в себе нивелирующих моментов. В Голландии, например, подобная деятельность проводится в рамках общегосударственной Королевской программы: опытные футболисты-преподаватели выбирают из 5-6-летних малышей именно тех, кто продемонстрировал явно индивидуальные качества (речь — не о комплекции или других физических данных, а о ярком игровом поведении). И дальнейшая работа с ними в школах направлена на сохранение и совершенствование именно индивидуальности (конечно, при этом им прививаются и все необходимые навыки общеобязательного характера: совершенствование техники, со временем — психологические знания и т.п.). В самих возрастных футбольных группах исключаются условия, которые могут привести к стагнации навыков учеников или жесткому их позиционному закреплению по принципу «каждый сверчок — знай свой шесток».

Если в группе несколько учеников начинают в мастерстве заметно превосходить остальных, то их переводят в группу постарше.

И эту методику применяют во всех возрастных подразделениях. При таком подходе само понятие среднего уровня просто упраздняется, ученики развиваются непрерывно, продвигаясь по лестнице мастерства и не теряя при этом своих сугубо личных спортивных качеств. Может, поэтому в голландском футболе так много личностей?

Футбольные таланты «на асфальте»: не пройти мимо!

Наша школа «Виртуоз» с успехом использует в своих учебных планах наработки голландской футбольной педагогики: мы ценим индивидуальность воспитанника, пестуем ее в течение всего учебного периода и гармонично интегрируем в общую программу, чтобы наши выпускники могли играть в футбол не только высокотехнично, но также — ярко и неповторимо!