Если энергия вашего чада бьет через край настолько, что внешний физический мир готов трещать от его выходок по швам, то лучше найти этому неутомимому «гейзеру» какое-нибудь созидательное применение.
Этот вид активной деятельности не только даст выход кипучему детскому темпераменту, но и поможет упорядочить суточный режим, а также изменит ребенка внутренне, привьет его характеру дисциплинированность, настойчивость, внимательность, ответственность, умение принимать решения, ставить цели и вырабатывать тактику их достижения. Особенно богаты такими воспитательными функциями командные игровые виды спорта, к которым, в первую очередь, относится футбол.
Чем раньше ребенок получит хорошую «прививку» спортивными занятиями, тем быстрее его бессистемная активность сменится четкими направлениями развития, ведущими к мастерству, виртуозности и становлению всесторонне зрелой личности, умеющей выстраивать свои отношения не только с командой, но и другими сообществами в социуме. И именно в детстве закладываются первые витки этой жизненно важной траектории. А спорт — лучшая стартовая площадка для ее реализации.
Именно в детском возрасте, еще не будучи подверженным многим социальным нивелирующим факторам, человек сохраняет яркие черты своей личности.
Если же ребенок остается наедине со своей жаждой деятельности и буйным темпераментом, да еще в условиях спонтанных «подсказок» (интернет, телевидение, видео, «сарафанное радио» и т.д.), то целенаправленного развития личности не получится. Совершенствование и закрепление индивидуальных навыков и общеспортивных качеств возможно только под руководством тренеров, в условиях четкой педагогической системы и контроля результатов. По мнению педагогов, даже если дети и сами по себе достаточно подвижны, то их движения не отличаются разнообразием, не ведут к работе всех групп мышц и поэтому мало способствуют становлению гармоничного здоровья.
Ранние, организованные занятия спортом в секции по систематизированной программе способны выработать у ребенка своеобразную привычку к тому, чтобы быть здоровым.
Причем, пользу в секциях получат не только дети с выраженной гиперактивностью, упомянутые вначале. Противоположный образ жизни — малоподвижный, с суточным просиживанием у компьютера — настоящий бич нашего времени. Находящийся в его плену ребенок имеет проблемы, связанные не только с физическим здоровьем, но и с психологическим (ослабление внимания, памяти, сложности в усвоении материала, апатия, отсутствие целеустремленности, интересов в жизни и т.п.).
Занятия в секции побуждают детей к стремлению заботиться о своем здоровье, вырабатывают механизмы противостояния вредным привычкам (табакокурению, распитию алкоголя, употреблению различных веществ) и другим влияниям, угрожающим нравственному и физическому здоровью.
Работа спортивных секций и кружков имеет образовательно-воспитательную направленность и проводится на педагогических принципах, охватывающих как физическую сторону решаемых задач, так и психологическую, в результате чего воспитанник готовится к выполнению будущих социальных ролей, а не только к чисто спортивной деятельности.
Конечно, физическая составляющая занятий в секции представлена по-иному, чем в традиционном учебно-воспитательном заведении, где уроков физкультуры просто не хватает для того, чтобы охватить полноценно развитие физических качеств ребенка.
В немалой степени этому способствуют и положительные эмоции, получаемые воспитанниками в результате оптимальных нагрузок, ведущих к освоению определенных навыков, когда затраченные усилия вознаграждаются достижением поставленной цели.
Главное — угадать: какое направление будет оптимально полезным?
Как музыкант всегда, пусть даже и не сразу, но находит именно свой инструмент, на котором он играет лучше, чем на всех остальных, так и спортсмен добивается наивысших успехов в определенном виде спорта. Как же выбрать именно «резонансный» для ребенка путь в спорт?
Конечно, существует ряд объективных критериев, придающих определенную форму деятельности малышей. Один из них — темперамент. Но наличие одной только безудержной энергии еще не гарантирует, что успех ждет ребенка в любой спортивной отрасли. Эмоциональным непоседам труднее освоиться, например, в индивидуальных видах спорта, где требуются еще и терпение, и упорство в повторении одних и тех же упражнений, высокая концентрация внимания.
Другой параметр выбора секции — возраст. В раннем детстве человек готов впитывать в себя знания и навыки, как губка, но и здесь есть свои границы. К примеру,
Мотивом выбора вида спорта может быть и желание скорректировать отклонения в здоровье (ослабленный иммунитет, плоскостопие, искривление осанки, преодоление страхов и т.п.). В данном случае врач сориентирует на секцию, которая позволит добиться профилактического эффекта. Оздоровление за счет спорта происходит гораздо приятнее, чем за счет лекарств. Здесь вспоминается аналогия из мира музыки, когда известный музыкант Дэвид Сэнборн смог вытащить себя из болезни в детском возрасте за счет игры на саксофоне.
И, наоборот, отличное здоровье и хорошая психомоторика ребенка дают широкие возможности для выбора, как универсальных общеукрепляющих видов спорта, так и индивидуальных, и командных их разновидностей.
Так или иначе, рассматривая варианты спортивных занятий, родителям важно уяснить, что выбор делается для ребенка, а не для них. Посещающий секцию должен реализовать свои мечты и цели, а не родительские представления о них. Поэтому, прежде всего, нужно объективно разобраться в наклонностях, потребностях и предпочтениях самого ребенка, наблюдая за ним и общаясь с ним на эти темы.
В пользу занятий в футбольной школе говорят многие преимущества этой увлекательной игры, сочетающей в себе и специальные, и универсальные навыки, и физические усилия, и тактическое мышление, и психологические факторы.
- Футбол гарантирует здоровый образ жизни уже одним своим комплексным характером, поскольку гармонично развивает самые разносторонние качества, которые пригодятся и в любом другом виде спорта: командный дух, индивидуальное мастерство, быстрое ориентирование в динамичных ситуациях.
- Среди физически оздоравливающих факторов, которые несет в себе футбол — укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Чем раньше ребенок под руководством тренера научится правильно расходовать свои неуемные силы («не выдыхаться»), тем стабильнее будут его физическая форма и спортивный потенциал в дальнейшем.
- Футбол — это игра, успехи в которой мало зависят от начальных физических данных (рост, вес, характер комплекции и т.п.).
- Футбол вырабатывает волю, развивает выносливость, умение действовать в команде, которая является своеобразной моделью социума. Находясь в непрерывной коммуникации с другими игроками, воспитанник преодолевает барьеры в общении со сверстниками, учится работать и быть внимательным в коллективе, растет его психологическая зрелость.
- Футбольные тренеры воспитывают у своих учеников умение самостоятельно думать на поле — как в тренировочной, так и в игровых ситуациях.
- Современные методики обучения футбольной игре очень гибки, содержат в себе индивидуальный подход и целенаправленно прививают нужные технические навыки и качества, обходясь при этом без «муштры», поддерживая у учеников увлеченность и заинтересованность в занятиях. Создание дружелюбной атмосферы на тренировках способствует раскрепощению и выявлению индивидуальных черт ученика.
- Воспитаннику изначально не навязывается «специализация», и он постепенно, «эволюционным путем» выводится на ту роль в футбольной игре, которую он будет исполнять лучше всего, используя все возможности коллективного вида спорта.
- К тому же это самый финансируемый, зрелищный и просто красивый вид спорта. А его объединяющая сила настолько велика, что он не раз выходил на уровень национальной идеи в странах, сборные которых добивались больших успехов в этой игре.